"Иноходец" клуб любителей лошадей
| Библиотека | Уроки | Фото | Гостевая | Ресурсы



Клуб любителей
лошадей
"Иноходец"
т.8 068 201-83-98
т.8(044) 483-64-60

 


Библиотека


 


Конный спорт: искусство или хобби?



Автор: Жером Гарсан

 

Верховой спорт, по словам писателя и наездника Гарсена – «умный вид спорта и работа, которая, как и в литературном труде, никогда не должна быть видна»

 

После перехода от общества порядка и традиции к обществу развлечения для всех и каждого, способ подниматься в седло тоже изменился. Писатель, журналист и страстный любитель конного спорта Жером Гарсен* рассказывает нам об этом занятии как об искусстве самого высокого полета.

Жером Гарсан

В середине 1960 годов Поль Моран почувствовал, что ветер изменился. Высокие принципы прежнего были сметены, великие иллюзии уничтожены. Напомним, что автор «Миледи», французский академик и апостол «настоящего конного спорта», любил высокую школу, сомюрские традиции и строгие примеры хореографии выверенных по линейке конных парадов. Это было вплоть до того дня, пока он не стал свидетелем проведения в Англии верхового треккинга1. Лошади были мокрые от дождя, а у пони копыта увязали в грязи. Всадники, одетые без соблюдения протокола, держались не за повод, а за гриву коня. Они ехали, распевая песни, перескакивали через изгороди и смеялись.

Поль Моран возмущенно писал: «Больше не вернутся дни, когда мы учились сидеть в седле правильно, после трех лет «молотого перца»2, многих лет фурункулов и мускульных болей в манеже Пелье под руководством наездников в цилиндрах и черных фраках».

Школа личного совершенствования или общее времяпровождение?

Сорок лет спустя конная Франция и в самом деле следует английскому духу. Конный спорт становится все популярнее и из всех его дисциплин только конные походы увеличивают количество лицензий. Люди больше не хотят мучиться, они хотят получать удовольствие и предпочитают прогулку в лесу занятиям в манеже, развлечения – подвигу, хорошую компанию – соревнованию. Даже в Нормандии мечта о вестерне увлекает за собой больше, чем строгие занятия. С верховыми играми и пикниками центры верховой игры больше напоминают дома отдыха.

Конный спорт – способ самосовершенствования – стал видом коллективного удовольствия и прямым следствием экологической волны. Раньше для верхового катания надо было запираться в манежах, теперь же в седло садятся, чтобы подышать воздухом.

В Англии такое положение существовало всегда. В этой стране никогда не существовало ни академий, ни школ верхового искусства, если не считать Ньюкастла и Джеймс Филлис. Не существовало там и теории конного спорта. По ту сторону Ламанша с природой не спорят и верят в пользу свежего воздуха. Здесь всегда считалось, что конь – постоянный товарищ тренировок, а конный спорт – лучший способ свободных прогулок на природе.

По традиции во Франции мы выстраиваем лошадей по «схожести» по вертикали, тогда как в Англии всегда стремятся направить их по горизонтали, по способу «дерби Эпсома», где они перескакивают через изгороди, каменные стены, стволы деревьев и даже могут спугнуть оленя или лису.

Спортивная, вольная, скорее удобная, чем эстетическая манера кататься на лошади, не согласная с догмой и покоряющая лучших наездников, завоевывает в наши дни все европейские страны, ставшие цивилизацией досуга.

Чтобы вспомнить о том, что когда-то конный спорт был не хобби или развлечением, а искусством которому версальская школа придала величие и блеск, нужно отправиться в Вьенну, Херес или Сомюр. В кабинете главы испанской конной школы в Вьенне все управляется до сих пор по указу Ля Гериньер, подписанному в 1735 году. Все фигуры, выполняемые наездниками, не изменились со времен парадных выездов короля-солнце под музыку Люлли.

Искусство конного выезда, построенного на точных фигурах, существовало во Франции на протяжении нескольких веков благодаря существованию уникальных наездников, а также эстетических споров, свойственных нашей стране. Конфликт, противопоставивший в XIX веке Графа Ор, главу Сомюрского манежа, и Франсуа Боше, представлявшего высокую школу верховой езды в цирке на Елисейских полях, можно сравнить со знаменитой битвой Эрнани3.

Граф Ор опасался теорий, предпочитая энергичные конные поездки (предшественницы современного конного спорта) и постоянные упражнения для рук и ног. Боше, со своей стороны, желал блистать на лошади, постепенно заменяя выносливость искусственной гибкостью. Граф Ор был военным, верившим в достоинства силы и выносливости древних. Боше, настоящий мастер своего искусства, отвергнув все, что было написано до него, искал ту точку равновесия, когда конь отдается наезднику, в свою очередь нежно направляющему его.

Французская особенность

В начале нашего века во Франции проходят все те же дебаты: кому, Мишелю Энреке, ученику Нуно Оливейра4, или Бартабасу, главу «племени» Зингаро (см. статью на с. 18-19) принадлежит право основать академию конного искусства в Версале? Тщательному теоретику или талантливому актеру? После того, как оба лагеря обменялись мнениями в прессе, победил все-таки Бартабас, что доказывает существование чисто французской специфики даже в этой области.

Если, в отличие от Поля Морана, я не жалею о военном воспитании, применявшемся в прошлом, ни о бесконечных тренировках, и если мне никогда не придет в голову обличать неизбежную социальную эволюцию, приведшую в области конного спорта к развлечению и старающуюся избежать тяжелого труда, я все же верю в некоторые вечные принципы, в величие поставленной тренировками посадки и потрясающую красоту конного искусства, основанного на традициях.

Я – наездник с долгой выучкой, и если мой конь, после долгих лет тренировки и выучки, основанной на общей работе, способен показывать сегодня самые тонкие фигуры, я хорошо понимаю, чем обязан ему и конному спорту: это больше, чем простой спорт, больше, чем развлечение и разрядка – это своего рода философия. Мы хорошо знаем ее принципы, она не менялась со времен Ксенофона: чувство против силы; сила без жестокости, смесь строгости и гибкости, терпения, отречения от себя, смирения в седле, уверенности в пешем ходе, врожденного таланта животного и бесконечной благодарности всадника.

Конное искусство, основанное на тайном, необъяснимом согласии между двумя существами, союза которых ничто не предполагало, не оставляет материальных следов, это еще больше подчеркивает изящество и тонкость его целей, скромность всадника и красоту жеста. А также качество жизни.

* Жером Гарсен ведет культурную рубрику журнала «Нувель Обсерватер» и является автором книги, посвященной его опыту в области конного искусства с самых разных точек зрения. «Поступь коня» вышла в 1998 г. В изд. Галлимар, а также в серии «Фолио» в 2000.

[Главная] [Лошади] [Инструктор] [Услуги и цены] [Как доехать]
[Библиотека] [Уроки] [Фото] [Гостевая] [Ресурсы]


© Иноходец, 2004.
© Web-master - Anatoliy Slynko
 


скачать бесплатно titan poker . покерстарс
Hosted by uCoz