Конный
спорт: искусство или хобби?
Автор: Жером Гарсан
Верховой
спорт, по словам писателя и наездника Гарсена – «умный вид спорта и
работа, которая, как и в литературном труде, никогда не должна быть
видна»
После
перехода от общества порядка и традиции к обществу развлечения для всех
и каждого, способ подниматься в седло тоже изменился. Писатель, журналист
и страстный любитель конного спорта Жером Гарсен* рассказывает нам об
этом занятии как об искусстве самого высокого полета.
Жером
Гарсан
В середине 1960
годов Поль Моран почувствовал, что ветер изменился. Высокие принципы
прежнего были сметены, великие иллюзии уничтожены. Напомним, что автор
«Миледи», французский академик и апостол «настоящего конного спорта»,
любил высокую школу, сомюрские традиции и строгие примеры хореографии
выверенных по линейке конных парадов. Это было вплоть до того дня, пока
он не стал свидетелем проведения в Англии верхового треккинга1. Лошади
были мокрые от дождя, а у пони копыта увязали в грязи. Всадники, одетые
без соблюдения протокола, держались не за повод, а за гриву коня. Они
ехали, распевая песни, перескакивали через изгороди и смеялись.
Поль Моран возмущенно
писал: «Больше не вернутся дни, когда мы учились сидеть в седле правильно,
после трех лет «молотого перца»2, многих лет фурункулов и мускульных
болей в манеже Пелье под руководством наездников в цилиндрах и черных
фраках».
Школа личного совершенствования
или общее времяпровождение?
Сорок лет спустя
конная Франция и в самом деле следует английскому духу. Конный спорт
становится все популярнее и из всех его дисциплин только конные походы
увеличивают количество лицензий. Люди больше не хотят мучиться, они
хотят получать удовольствие и предпочитают прогулку в лесу занятиям
в манеже, развлечения – подвигу, хорошую компанию – соревнованию. Даже
в Нормандии мечта о вестерне увлекает за собой больше, чем строгие занятия.
С верховыми играми и пикниками центры верховой игры больше напоминают
дома отдыха.
Конный спорт –
способ самосовершенствования – стал видом коллективного удовольствия
и прямым следствием экологической волны. Раньше для верхового катания
надо было запираться в манежах, теперь же в седло садятся, чтобы подышать
воздухом.
В Англии такое
положение существовало всегда. В этой стране никогда не существовало
ни академий, ни школ верхового искусства, если не считать Ньюкастла
и Джеймс Филлис. Не существовало там и теории конного спорта. По ту
сторону Ламанша с природой не спорят и верят в пользу свежего воздуха.
Здесь всегда считалось, что конь – постоянный товарищ тренировок, а
конный спорт – лучший способ свободных прогулок на природе.
По традиции во
Франции мы выстраиваем лошадей по «схожести» по вертикали, тогда как
в Англии всегда стремятся направить их по горизонтали, по способу «дерби
Эпсома», где они перескакивают через изгороди, каменные стены, стволы
деревьев и даже могут спугнуть оленя или лису.
Спортивная, вольная,
скорее удобная, чем эстетическая манера кататься на лошади, не согласная
с догмой и покоряющая лучших наездников, завоевывает в наши дни все
европейские страны, ставшие цивилизацией досуга.
Чтобы вспомнить
о том, что когда-то конный спорт был не хобби или развлечением, а искусством
которому версальская школа придала величие и блеск, нужно отправиться
в Вьенну, Херес или Сомюр. В кабинете главы испанской конной школы в
Вьенне все управляется до сих пор по указу Ля Гериньер, подписанному
в 1735 году. Все фигуры, выполняемые наездниками, не изменились со времен
парадных выездов короля-солнце под музыку Люлли.
Искусство конного
выезда, построенного на точных фигурах, существовало во Франции на протяжении
нескольких веков благодаря существованию уникальных наездников, а также
эстетических споров, свойственных нашей стране. Конфликт, противопоставивший
в XIX веке Графа Ор, главу Сомюрского манежа, и Франсуа Боше, представлявшего
высокую школу верховой езды в цирке на Елисейских полях, можно сравнить
со знаменитой битвой Эрнани3.
Граф Ор опасался
теорий, предпочитая энергичные конные поездки (предшественницы современного
конного спорта) и постоянные упражнения для рук и ног. Боше, со своей
стороны, желал блистать на лошади, постепенно заменяя выносливость искусственной
гибкостью. Граф Ор был военным, верившим в достоинства силы и выносливости
древних. Боше, настоящий мастер своего искусства, отвергнув все, что
было написано до него, искал ту точку равновесия, когда конь отдается
наезднику, в свою очередь нежно направляющему его.
Французская особенность
В начале нашего
века во Франции проходят все те же дебаты: кому, Мишелю Энреке, ученику
Нуно Оливейра4, или Бартабасу, главу «племени» Зингаро (см. статью на
с. 18-19) принадлежит право основать академию конного искусства в Версале?
Тщательному теоретику или талантливому актеру? После того, как оба лагеря
обменялись мнениями в прессе, победил все-таки Бартабас, что доказывает
существование чисто французской специфики даже в этой области.
Если, в отличие
от Поля Морана, я не жалею о военном воспитании, применявшемся в прошлом,
ни о бесконечных тренировках, и если мне никогда не придет в голову
обличать неизбежную социальную эволюцию, приведшую в области конного
спорта к развлечению и старающуюся избежать тяжелого труда, я все же
верю в некоторые вечные принципы, в величие поставленной тренировками
посадки и потрясающую красоту конного искусства, основанного на традициях.
Я – наездник с
долгой выучкой, и если мой конь, после долгих лет тренировки и выучки,
основанной на общей работе, способен показывать сегодня самые тонкие
фигуры, я хорошо понимаю, чем обязан ему и конному спорту: это больше,
чем простой спорт, больше, чем развлечение и разрядка – это своего рода
философия. Мы хорошо знаем ее принципы, она не менялась со времен Ксенофона:
чувство против силы; сила без жестокости, смесь строгости и гибкости,
терпения, отречения от себя, смирения в седле, уверенности в пешем ходе,
врожденного таланта животного и бесконечной благодарности всадника.
Конное искусство,
основанное на тайном, необъяснимом согласии между двумя существами,
союза которых ничто не предполагало, не оставляет материальных следов,
это еще больше подчеркивает изящество и тонкость его целей, скромность
всадника и красоту жеста. А также качество жизни.
* Жером Гарсен
ведет культурную рубрику журнала «Нувель Обсерватер» и является автором
книги, посвященной его опыту в области конного искусства с самых разных
точек зрения. «Поступь коня» вышла в 1998 г. В изд. Галлимар, а также
в серии «Фолио» в 2000.